Шестерёнка катится по дороге с мягким покрытием, состоящим из тоненьких ниточек, из цепочек мышц, из ленточек нервных окончаний. Срез представляет собой пологую дугу, полу-овал, выпирающий по центру, отчего шестерёнка всё время норовит скатиться к обочине, то влево, то вправо, и если я попытаюсь её выправить, остаётся след, вил в сторону, потом рубец обратно в середину, что лишь уменьшает шансы последующих попыток. Лучше сразу выкинуть и катнуть сначала, моя цель – чтобы колёсико прокатилось ровно по центру, до самого конца, чтобы это получалось медленно, но стабильно, тогда можно будет чуть увеличить скорость и вес, продавив след, матрицу, впечатать его в нейронную память. Всё усугубляется тем, что инерции в этом мире не существует, то есть стоит мне убрать руки – всё замирает; и тем, что след тут же начинает потихоньку рассеиваться, если его не закреплять.
В параллельной действительности, шестерёнки представляют собой чертёж: проекция счётномерного пространства-времени на семейство параллельных прямых, глядя на схему, намётаный глаз увидит чёрные разделительные линии контуров и геометрических фигур на белом фоне, узлы каркаса помечены цифрами, многолетний опыт проб и ошибок, одних и тех же ошибок, чёрт побери!.. Опыт показывает, что любые попытки оптимизации этих цифр поначалу облегчат строительство, но неизменно закончатся полным провалом: нестабильностью на больших скоростях, переплетением рёбер этого странного графа, спотыканию и напряжению в суставах; и большими усилиями на возвращение к оригинальному варианту: калёным железом, под давлением проставлять нужные цифры поверх “упрощённых”. У меня под рукой, под пальцами, множество фигурок-приёмов, из которых мне предстоит собрать требуемую конструкцию, объёмный тетрис, разноцветные блоки, неправильной, расплывчатой формы. Можно применить силу и втиснуть наиболее близкие по форме детали, тогда натяжение материи и нестыковки отдаются напряжением в пальцах, и сбивающейся временной шкалой, халтурить ни в коем случае нельзя – надо подогнать и зачистить каждый кирпичик, применяя нужные преобразования и шлифовку. Проблема в том, что ни один из них не имеет чётких форм и я сам не имею ни малейшего понятия как же они выглядят.
Конструкция фрактальна, и большая её часть – это процесс собственной сборки, готового объекта не существует по определению, лишь в прошлом, нужно собирать ещё и ещё. Более того, в моём случае, сам объект вторичен, это лишь побочный продукт оживляющих его конструкций, их же я записываю в себе, для будущих творений. Всё живёт только во времени, и только как проекция другой временной конструкции: вертикальные отрезки, словно тень от арабской вязи, нужно придумать какие лоскутки брать, в каком порядке, накладывая и поворачивая, чтобы возникла эта тень, анализировать это мне не под силу и я полностью полагаюсь на свои пальцы: вспоминайте сами. На дороге уже проявляется след, медленно и аккуратно продавливаю поверхность, мне нужно закрепить правильный, потом наращивать скорость, но очень медленно и осторожно. След по своей специфике двойной, стороны симметричны, след же должен быть одинаковый с обеих сторон, многое, что с трудом даётся с одной стороны легко проходит с другой, тогда спасает сосредотачиваться только на лёгкой половине, продавливая, однако, тяжёлую. Первые попытки требуют предельной концентрации, закрываю глаза, чтобы лучше видеть; ничего нет, кроме разноцветных кружев и координатной сетки, однообразные стыки дорожных плит, щелчки, которые я не слышу, если попадаю в них; пропуская ритм через себя, настраиваюсь.
Вот волны, растянутые с одного конца, лишняя белая пластинка, на которой я и заостряю всё своё внимание: однородные волны у меня в арсенале есть, а тут скачок, ещё раз, пока не я не буду доволен полученной матрицей, я не перейду к следующей. Ассимметричные пики, вот “лесенка” сначала вверх, затем вниз; я когда-то уже брался за это дело, и у меня уже есть несколько готовых дорожек, которые от времени немного пообветрились, углы закруглились, в некоторых местах сорвана резьба, сколько раз зарекался не гонять быстро, каждую быструю комбинацию требуется компенсировать 10ю-20ю медленными, проведёнными стальными твёрдыми подушечками, акцентированно и размеренно. Прохожу последнее, оставшееся в памяти и тут же серъёзно спотыкаюсь на чем-то похожем на “ёлочку”. Здесь надо 1м замещать 2й в пространстве, а потом сдвигать всё гармошкой, выворачивать наизнанку и на следующий виток. Ни одно из проекционных кружев не годится, плету новый элемент в базис – отлично! Для меня существует понятия расстояния между измерениями, и в идеале мой базис должен стать всюду плотным: т.е. любую самую сложную конструкцию я смогу собрать из готовых деталей. Для того они и нужны – гаммы.
Когда я был математиком я часто болел гриппом, и засыпал в горячке, и проваливался в татарары ужасных синестетических многомерно-фрактальных репрезентаций мат. абстракций, всех сразу…мороз по коже даже сейчас, как вспомню…
Music is math. 🙂
О да!
Помню, когда мне было 2 года, да и позже иногда, меня мучили подобные кошмары: сперва видел чистый лист бумаги, который начинал заполняться какими-то символами, вроде рукописных иероглифов.. появлялось и пропадало чувство, знаешь, вот смотришь на мебель в комнате, особенно в темноте, и вдруг кажется, что она всего в сантиметре от тебя, и очень маленькая, или очень и очень далеко, и почему-то мне представлялось что я в трёхмерном подпространстве, и извне в предметы стекает масса, сотни и тысячи тонн на квадратный миллиметр.. т.е. такая, чтобы пространство начинало сворачиваться. Жуть! Помню, как меня успокаивали, хотя я и сам прекрасно понимал, что всё это нереально.. or is it 😉
Re: О да!
А я помню, как курсе на первом, после бессонных трех суток подряд, проваливалась в урывистый сон, а мне снились формулы:) Они были трехмерные, они летали в воздухе, поворачивались ко мне под любыми углами и светились фосфорецирующим сиянием:))) Еще помню, как книги и тетрадки летали, словно притяжение отменили в моей реальности… Часто мне хочется вернуться туда..
Re: О да!
Такое бывает когда весь день чем-то одним занимаешься, и потом всю ночь то же самое. На поезде если в окно смотреть, потом всё движется и при этом остаётся на месте – забавно. В детстве опять же я мог часов по 15 за какой-нибудь игрушкой сидеть, и тогда всю ночь бредил: в кого-то стрелял, бегал…
В эти выходные, кстати: в субботу был концерт Red Elvises, напрыгались, ушёл спать в 2am, встал в 5am, весь день катался на лыжах, потом вёл машину домой и раз 5 чуть ли не головой в руль! Т.е. поворачиваю, и на долю секунды мне снится, что я делаю этот поворот; потом резко просыпаюсь, дёргаю руль, чтоб не задеть забор, всплеск адреналина.. и по новой, ужас.
Re: О да!
ДА!!! Помню, как после ночи игры в Counter Strike потом весь день снились заложники, как я бегаю с автоматом:) Ох, знакомо:) А ты води, пожалуйста, осторожнее..
Re: О да!
В моей машине пассажиры спали, так что старался как мог 🙂 Впервые так вымотался, даже не ожидал.
Re: О да!
О! Те же ощущения, что и у меня, теми же словами. Мир одновременно гудяще-огромный и маленький, далёкий и близкий. Интересно, отчего это бывает?
Re: О да!
Один из тех глюков, которые, думаешь, бывают только у тебя, а на самом деле так устроен человеческий мозг 🙂 Физически же нет никакой разницы между видимым, если увеличить всю мебель во много раз, и пропорционально же “разнести глаза” в стороны. Т.е. расстояния и масштаб ты “знаешь, домысливаешь сам”, а значит легко вообразить любой 🙂
А вы умеете представлять в воображении тени от четырехмерного объекта, освещенного двумя источниками разной мощности?
По-моему так
Не думал над этим, но если по аналогии: трехмерный объект с двумя источниками отбрасывает две разные тени на плоскость; если лампочка лежит в плоскоски, то тень бесконечная и состоит из тёмных лучей. Т.е. тени от 4х-мерного объекта должны быть такими двумя (или N в общем случае) привидениями, проекциями предмета на E^3. Ограниченными, если лампочка не лежит в данном 3х-мерном подпространстве 🙂 Чем источники ближе к предмету, тем тени больше и искажённей.
ага. Только начинать надо
с того, как вообще выглядит четвертая ось измерений с точки зрения трехмерного наблюдателя. Получается сложное нагромождение разных аспектов этой оси: из любой точки пространства одно направление этой оси должно выглядеть как прямая линия, удаляющаяся от наблюдателя, а другое направление – как приближающаяся.
Вместо четвертого линейного измерения получается величина с характеристикой “скорость приближения\удаления”. Во всяком случае, так это представляю себе я. А у меня пространственного воображения почти нет.
Re: ага. Только начинать надо
Нуу, как-то ты всё усложняешь. Мне всегда помогает представлять на простых вещах. N-мерное дифференциуемое многообразие – представляй себе R^n, компактная окрестность – представляй шарик 🙂
наше 3х-мерное пространство представляй как плоскость-пол, а лампочка где-то “сверху” и “над объектом”. Мы все ходим в гипер-плоскости и дальше своего R^3 ничего не видим. Так что и четвёртую ось видеть в принципе не можем, только ту точку, где она перескает пол. И четырёхмерный объект, как и тень, мы можем видеть только сечение своим R^3. Каждый 4х-мерный фотон от лампочки пролетает через пол в одной точке, если наши фотоны – это проекция 4х-мерных, то у нас будет просто абстрактно светло, непонятно из-за чего, светло даже внутри нас, стен, предметов (помнишь?: внутрь окружности в плоскости зайти нельзя, но “сверху” “видны” все точки плоскости одновременно)… кроме тех точек, куда падает тень. Эти точки как множество – 3х-мерная проекция объекта.
Хороший текст, я искренне наслаждался!
Спасибо, как раз хотел то же самое про Реквием сказать.. а вот пойду и скажу 🙂
Пописываешь?:)
Дык, палец убил, играть не могу, остаётся только вспоминать 😉
Солидарен…