Еду недавно домой, по радио заканчивается очередная джазовая композиция, опять гонят рекламу, переключаюсь на другой канал…
Быстрая скрипичная мелодия, лёгкая, немного грусная, потом задорно, короткими форшлагами, переходит в параллельный мажор и возращается, завершая фразу, ничего лишнего. Скрипка снова идёт вверх по полутонам, оркестр вторит синкопами, перекатываясь волнами по слабым долям, все задерживаются на доминанте, прежде чем вернуться, наконец, в тонику. Остальные скрипки, следуя законам жанра, подхватывают тему, повторяют мелодию, потом на октаву выше, обращают, развивают дальше, добавляя, в унисон, второй, а затем и третий голоса, потом уже синхронно, в терцию и подкрасив октавой вступает остальной оркестр. Духовые осторожно тянут гармонию, не привлекая к себе внимание, а только дополняя мелодию опорными нотами. Новая тема, групетто, потом лёгкое, острое стаккато, вновь и вновь, вниз по квинтовому кругу, оркестр, постепенно увлекаясь, исполняет вариацию и неожиданно смолкает. Вот это да! Кто это, Чайковский? Нет, у него всего один скрипичный концерт, кстати, любимое произведение композитора, и это не он. В тишине звучит трель первой скрипки, на тонике, собравшись с силами, взлетает хроматической гаммой на октаву и опять задерживается трелью на тонике. Повторив приём ещё раз, возвращается в начало, сползает интервалами по опорным ладам, поднимается опять малыми терциями с глиссандо, класс!,мелодия увлекает всё дальше и дальше, набирает силу, молниеносно (окрестр молчит!) стаккато прыгает опять вверх украшая путь мордентами забирается аж в четвёртую октаву, у меня захватывает дух, и потом тихонько арпеджио рисует тональный минор. Вступает оркестр, здорово! Похоже на Мендельсона, но тоже не он! Музыка набирает обороты, вихрь захватывает всё новые и новые инструменты, гром барабанов разряжает атмосферу, отголоски бури звучат где-то вдали, постепенно стихая. Первая скрипка опять играет тему, очень напевно, в тонкую вязь мелодии вплетается фригийский лад, с низкой второй. “Венгр!”, – говорит К., – “С утончёнными чертами и длинными вьющимися волосами. Лист какой-нибудь, или Паганини”. Мы уже давно приехали и сидим в выключенной машине, чтобы дослушав до конца, узнать правильный ответ.. Финальный аккорд, “Вы слушали первый скрипичный концерт Гольдмарка (мы переглядываемся – никогда о нём не слышал) в исполнении Итцака Перельмана и <...> симфонического оркестра”.
Бежим домой:
Goldmark, Karl (1830-1915) Hungarian by birth… Ага! А я говорила!… career in Vienna… Wagner Society… всё ясно.
Запускаю осла, так-так, вот он, даа, не густо, это вам не Бритни Спирс, понимать надо, ещё в каком-то mpc, ну да ладно, дело техники.
А можно копию и мне? — К.
Красиво написанно
Анди, круто пишешь.. как ни читаю, так каждый раз поражаюсь 🙂
Музыка описана потрясающе.. читая можно представить как, наверное, это звучало..
Целую,
Саша
http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/detail/-/B000002RP6/103-6736925-6307031?v=glance&vi=samples
Yup, именно он в осле и есть.
Меня несколько раз спрашивали, по поводу этого поста – действительно ли такой прекрасный концерт?
Да, очень приятная вещь. Основная ценность в том, что он не заслушан, как более известные вещи. Хотя, Чайковский с Мендельсоном мне всё-таки больше нравятся.
Re: Yup, именно он в осле и есть.
Mendelssohn stinks, sorry… Как пустые щи на воде.
– K.
Re: Yup, именно он в осле и есть.
Это мы уже обсуждали 🙂
а может?
может быть, вы не те записи слушали? послушайте Штайера. еще Херревега.
Re: а может?
Спасибо, может и я не те записи слушал…
это бывает
есть у меня несколько знакомых, музыкантов и немузыкантов, которые плевались раньше от некоторых весчей. а мы ставили им записи, не те, которые все обычно слушают (как например отвратительные, невозможные, ужасные симфонии В.А. с Караяном – причем в другом репертуаре я Герберта оччень люблю, не подумайте!) а что-нибудь малоизвестное или аутентичное… и народ ПЛАКАЛ! разные записи – великая весчь. можно на всю жизнь отбить, а можно на всю жизнь полюбить – всего из-за ОДНОЙ ПЛАСТИНКИ. если б первая сознательно услышанная мною Волшебная Флейта была скажем того же Караяна – я бы не была Моцартианкой. Но это был Клемперер!!! ура.
Re: это бывает
Абсолютно верно! Того же Гульда, который просто идеально подходит для Баха, я других композиторов слушать не могу. А Флейту с Клемперером обязательно послушаю, раз такое дело.
Re: Yup, именно он в осле и есть.
господи, да, если мендельсон больше нравится, чем, то ваше прекрасное описание начинает казаться пародийным
Re: Yup, именно он в осле и есть.
Я просто не так выразился, а коментарий удалять не хотел (и обсуждения с К. вы не слышали :).
Мендельсон действительно так себе, я к тому, что есть более сильные вещи, но к сожалению уже столько раз их слушал.. Хочется забыть, стереть из головы, чтобы опять слушать как в первый раз!
Да, описано неслабо, только слишком выпендрежно. будто автор экзамен по терминологии сдает.
не могу представить себе попурри из Чайковского, Мендельсона, Листа и Паганини. это как селедку посолить, поперчить, а потом еще винограду сверху положить.
Есть немножко, самому было приятно уроки сольфеджио вс
Вот, я застал тогда 3ю часть, почти целиком.
спасибо!
Послушала вторую часть. очень лирично. очень красиво. немного слащаво. НО. как и было косвенно сказано Вами же – ужасно вторично. я там даже Вагнера немного услышала, в обсчем, всех понемножку. нет, так нельзя. лучше уж пить из чистой тонкой струи источника, чем из реки, которая в себя вобрала все эти источники и замутилась собственным илом.
Re: спасибо!
Для этого надо первоисточники знать 🙂
А в каком-то смысле у большинства композиторов есть что-то общее, причём не всегда они друг друга слышали.
mpc не “какой-то”, а на голову чище и ярче (по звуку) всех остальных форматов сжатия – и mp3, и aac, и даже ogg vorbis 🙂 так что найти в распределённой сети академическую запись, сжатую musepack – скорее счастье, нежели огорчение 🙂
Счастье, это когда оно ещё и играет. Я тоже с форматами разбирался одно время, помню, года 4 назад всё в vqf жал, теперь и кодеков толком не найти 🙂 mpc может и лучше, но mp3 стандартнее.. ну или ape.